Полезные материалы

Эмоциональный интеллект

Вполне очевидно, что люди различаются по способности понимать других людей и их эмоции и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях.

Что же влияет на эти различия?

Эта важная характеристика называется эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, ЭИ или EQ.
Эмоциональный интеллект определяют как способность:
  • действовать в согласии с внутренней средой своих чувств и желаний;
  • понимать отношения личности, репрезентуемые в эмоциях;
  • управлять эмоциональной сферой на основе мышления;
  • эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления.
Эмоциональный интеллект личности, согласно исследованиям, влияет на профессиональную и социальную успешность. Чем выше ЭИ – тем меньше человек подвержен тревожности, аддикциям, эмоциональному (профессиональным) выгоранию, и тем более эффективен как лидер и управленец.
Проблемой эмоционального интеллекта занимаются Р. Бар-Он, Дж. Мейер и П. Саловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, И.Н. Андреева и Д.В. Люсин – с их работами можно ознакомиться, если вам захочется более глубоко и основательно погрузиться в тему EQ.
Сейчас можно выделить три точки зрения на феномен EQ:
  • это способность человека;
  • это совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик
  • это качество личности или черта характера.
Вообще, концепция эмоционального интеллекта появилась в 1990 г. – её предложили П. Саловей и Дж. Майер. Их определение ЭИ звучит как способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности.
Популяризировал же концепцию ЭИ в 1995 г. Д. Гоулмен в своей монографии «Эмоциональный интеллект», которая содержала обобщённый обзор исследований в данной области. По его мнению, ЭИ – это умение быть в состоянии обуздывать эмоциональный импульс, читать наиболее глубокие внутренние чувства другого человека, уравновешенно регулировать отношения. Он описывает 5 базовых свойств (составляющих) ЭИ: эмоциональную осведомлённость, управление эмоциями, эмпатию, самомотивацию, и распознавание эмоций других людей.
В рамках модели ЭИ, предложенной Дж. Мэйером, П. Сэловей, Д. Карузо, эмоциональный интеллект – это способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Восприятие эмоций – это способность распознавать эмоции по лицевой экспрессии, позам, жестам, голосу и другим невербальным признакам. Сюда же включается способность идентифицировать собственные эмоции. Данный компонент – базовый, который делает возможной всю последующую обработку эмоциональной информации.
Использование эмоций – это способность использовать эмоции, в том числе и неосознанно, для стимуляции различных видов когнитивной активности, такой как размышления и решение проблемы, для изменения своего настроения для лучшего решения поставленных задач, пробуждать в себе креативность, использовать эмоции как фактор мотивации.
Понимание эмоций – способность понимать язык эмоций и оценивать сложные отношения между эмоциями, способность видеть разницу между эмоциями (например, между счастьем и восторгом). Кроме того, понимание эмоций включает в себя способность понимать и описывать, каким образом эмоции изменяются во времени (например, как шок превращается в горе). Понимание эмоций, это, в том числе, способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
Управление эмоциями – это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, что значит, что эмоции управляются в контексте целей человека, самосознания и осознания социальной ситуации. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет понимать и анализировать, как эмоции окружающих, так и свои и эффективно использовать их при решении поставленных задач.
На формирование и развитие эмоционального интеллекта и его компонентов влияют факторы, связанные с определенными характеристиками в межличностном взаимодействии ребенка и взрослого, с тренинговыми форматами и с рефлексией в эмоциональной сфере.
Обобщенно такие факторы (условия и методы) выглядят так:
1) дискуссионные методы и обратная связь;
2) арт-терапия и творческая деятельность в целом;
3) игровые методы;
4) децентрация и рефлексия;
5) качество отношений внутри семьи и коллектива (уважительное отношение к окружающим, межличностное общение со взрослыми и сверстниками);
6) представление об эмоциях как о важном источнике информации и развитие эмпатии;
7) работа в группах (развитие умения работать совместно, учитывая потребности и желания окружающих).
Если вам стало интересно, каков же ваш собственный эмоциональный интеллект, что можно воспользоваться данными тестами:
  • MSCEIT V. 2.0
  • ECI
  • EQ-i
  • TEIQue
  • LEAS
  • EARS
  • ЭмИн
  • ЭмIQ
  • МДЭИ
Также часто используют опросник Н. Холла, но по собственному мнению автора опросника, которое я выяснила в ходе работы над магистерской диссертацией, его результаты не являются особо достоверными. :)
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:
Эмоциональный интеллект – способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.